Одним из самых юных факелоносцев в Тюмени станет студент политехнического колледжа ТюмГНГУ Радомир Прощенко.
_Одним из самых юных факелоносцев в Тюмени станет студент политехнического колледжа ТюмГНГУ Радомир Прощенко. К своим 17 годам он — абсолютный чемпион мира по ледолазанию юниорского первенства, серебряный призер взрослого чемпионата мира, чемпион мира в командном многоборье среди взрослых._
— Радомир, как ты стал факелоносцем?
— Я знал, что желающие нести огонь могли отправить свои анкеты в оргкомитет, но я не стал отправлять, т.к. не надеялся на успех. Когда департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области предложил мне стать факелоносцем, я такой перспективе очень обрадовался. Сейчас я чувствую гордость, но мне тяжело выразить все свои чувства словами. Для меня это значимое событие в жизни.
— Ледолазание — пока малоизвестный вид спорта, есть ли у него шанс попасть в олимпийскую семью? Как известно, плох тот спортсмен, который не хочет, чтобы его вид спорта стал олимпийским.
— Это действительно молодой вид спорта, прошло только 15 чемпионатов мира, но он уже метит в олимпийские. В Сочи состоятся показательные выступления. На зимние Игры какому-либо виду спорта попасть легче, но необходимо соблюдение нескольких условий. Среди них такие: нужно, чтобы международные соревнования проходили на трех континентах, чтобы устраивались паралимпийские соревнования, чтобы проводились чемпионаты мира и Европы. В отношении ледолазания почти все условия соблюдены, единственное — еще не проведен международный старт в Америке. У них свой чемпионат уже проходил, но международный — дело будущего.
— Какая программа предстоит ледолазам в Сочи?
— Приедут лучшие спортсмены, и не только российские. Они продемонстрируют гостям Игр, что из себя представляет ледолазание, каждый желающий сможет попробовать свои силы. Отмечу, что для привлечения внимания к ледолазанию на всех соревнованиях приглашаются все желающие покорить ледяную сосульку. Естественно, что сразу получается не у всех, но по прямой стенке забраться может и новичок.
— Ты планируешь участвовать в сочинских показательных выступлениях?
— Думаю, нет, поскольку через неделю после них состоится чемпионат Европы, куда я точно еду. Мне нужно будет подготовиться к нему. Надеюсь, что на Играх я когда-нибудь выступлю уже как спортсмен и буду бороться за олимпийские медали.
— Президент Тюменской региональной федерации альпинизма Тимур Гайнуллин в одном из интервью назвал тебя будущим российского ледолазания. В первый год занятий ты уже выиграл первенство нашей страны в Кирове.
— Да, так получилось, что, выступая впервые на крупных соревнованиях, я сразу выиграл золотую медаль. Но я пришел в ледолазание уже подготовленным, до него занимался скалолазанием в детской спортивной школе «Алькор». Пришел в скалолазание в 13 лет, мне понравилось, но особо себя не проявил, конкуренция была высокой. Потом по предложению главного тренера Станислава Лобзова попробовал себя на льду, и стало получаться. Сейчас я попал во взрослую сборную страны. Большинство ледолазов — бывшие скалолазы, это похожие виды спорта, но скалолазание больше распространено и более популярно. Редкий случай, когда человек сразу пришел в ледолазание.
— В чем принципиальное отличие скалолазания от ледолазания, кроме поверхности, по которой взбирается спортсмен?
— Разное техническое снаряжение, его в скалолазании нужно намного меньше. Ледолазанием заниматься намного дороже: пара ледорубов и другое снаряжение — это уже 50 тысяч, а плюс к этому еще необходима теплая одежда. Разная обувь у ледолазов и скалолазов, к нашей еще и «кошки» прикрепляются. Если говорить о физике, то в скалолазании очень важно, чтобы сильными были ноги и руки, в ледолазании должна быть сильной спина.
— Поскольку о существовании ледолазания знают далеко не все, уместным будет рассказать об азах соревнований.
— Соревнования проводятся на скорость и трудность. Дистанцию 45−50 метров на трудность спортсмен преодолевает за восемь-десять минут, участник лезет не по прямой, включаются навесы, потолки, ледяные бочки. Чаще эти соревнования проходят на фанере. Казалось бы, что общего со льдом? Но на ней намного сложнее, учитывается, что альпинисты в естественных условиях лезут не только по льду, но и по голым скалам. Соревнования на скорость — это прохождение 15 метровой стенки, залитой льдом. У этих гонок есть два подвида — парные и на лучшее время.
— Какая трасса твой конек?
— Если исходить из того, что я серебряный призер мира по скорости, значит, на скорость. Для победы на трудность мне нужно еще больше заниматься, там мало одной физической силы, нужно продумывать каждый шаг на дистанции. Чтобы вырастить трудника, нужно не менее двух-трех лет. Стать скоростником намного быстрее и проще. Естественно, что мы все участвуем в соревнованиях и на трудность, и на скорость, но и там, и там есть свои чемпионы, универсалов мало. У меня только на юношеском уровне получалось добиваться успехов в обеих видах.
— Какими качествами должен обладать ледолаз?
— Очень важно уметь принимать решения и делать это на холодную голову. Нужно собраться в нужный момент, не дать волнению все испортить. Когда бежишь парные гонки, очень много зависит от психологии. Обгоняет тебя спортсмен, ты нервничаешь, срываешься, и все — проигрываешь. Но секретов успеха нет — главное, чтобы тебе дело нравилось.
— Можно ли Тюмень называть столицей ледолазания? Все-таки она уже принимала кубок России.
— В январе наш город будет принимать соревнования рангом выше — чемпионат страны. Приедут участники из Кемерова, Кирова, Москвы. Не скажу, что список городов очень длинный, все-таки спорт развит еще не очень хорошо, у людей он не на слуху. Если участников будет около ста человек — можно считать, что это крупные соревнования. Только на международных бывает больше. Все-таки столицей ледолазания является Киров, Тюмень пока не может принимать чемпионаты мира. У нас условия для российских соревнований вполне подходящие, но для международных — слабоваты. Тюменская дистанция на трудность составляет 11 метров по фанере плюс 10 метров потолка, а в Кирове — метров под 50 в высоту. Если мы когда-нибудь захотим принимать чемпионаты мира, нужно полностью перестраивать площадку. Кировские власти стараются проводить соревнования на самом высоком уровне. Например, чемпиона мира там проходил в центре города, все желающие могли посмотреть на гонки, собралось 15 тысяч зрителей, был установлен большой экран. Ледолазание — очень зрелищный вид спорта, но его надо продвигать, а то многие и не знают, что он существует.
— Наверняка не стоит надеяться, что чемпионат России в Тюмени соберет такую же массу болельщиков. Какая площадка будет принимать спортсменов?
— У нас соревнования пройдут на улице на базе нефтегазового университета рядом с ТЭЦ-1. Некогда там решили возвести зал, но строительство заморозили, осталась железная конструкция, которую сейчас и используют ледолазы. Конечно, хотелось бы, чтобы пришли зрители. Есть хороший пример Европы: в Швейцарии создан скалодром в середине огромной парковки, когда проходят соревнования, она полностью забита зрителями. Для них это яркое шоу.
— Кто финансирует тюменских ледолазов?
— Площадку под тренировки выделил ТюмГНГУ, у вуза свой интерес — его студенты защищают честь нефтегаза на соревнованиях по ледолазанию. Также нам помогает со снаряжением, водой, светом Тюменская областная дума. Но самая большая проблема — финансирование поездок на соревнования, они — за счет спортсменов. Если выиграл на соревнованиях, на эти деньги и будешь ездить. Призовые у взрослых составляют тысячу евро за первое место, на них реально только съездить на соревнования, прожить — нет. Может, если наш спорт станет олимпийским, финансирование будет другим. Я бы не отказался зарабатывать так деньги. У нас нет и централизованных сборов. Спортсмены сами договариваются между собой: «Давай, я к тебе приеду, потренируемся!» У нас все на энтузиазме. Нет врачей, массажистов, психологов. Это все есть у сборной Азербайджана, но они толком никуда пока не едут. Самое интересное, что при таком положении дел российская команда — всегда самая многочисленная на всех соревнованиях.
— В каких странах ледолазание развито лучше?
— В нашей стране. Это, вообще российский вид спорта, он у нас зародился. Раньше в Европе проводились фестивали, но это были еще не спортивные состязания: пришли любители, полазали в свое удовольствие и ушли. Первый чемпионат мира состоялся в Кирове 15 лет назад. Неплохо спорт развивается в Корее, Франции, Швейцарии, по два-три человека на соревнования приезжают от Канады и США. У нас есть настоящие звезды, например, Сергей Тарасов из Екатеринбурга, который входит в мировой топ-10 по трудности. Ему уже 45 лет, и он дает жару всем! Он опытный альпинист, один из первых ледолазов в стране. В Тюмени тоже есть отличный спортсмен — Николай Кузовлев, но он еще молодой. Россияне — сильнейшие на планете, в мировой десятке лидеров по трудности — пять-шесть человек из нашей страны, по скорости — все наши.